Программа реабилитации после пневмонии ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Реабилитация после пневмонии – это не просто период после активного воспаления легких, это обязательный терапевтический этап.

Цель реабилитационных мероприятий – помочь справиться с последствиями пневмонии:
— восстановить работу органов дыхания
— защитить сердечно-сосудистую систему
— восстановить работу нервной, эндокринной, иммунной систем организма
— вернуть пациента к нормальному образу жизни

4 шага реабилитации

1. Первый шаг – консультация врача (пульмонолог, терапевт, педиатр)

Анализ выписной документации, сбор анамнеза и жалоб, по результатам которых врач принимает решение о необходимости дообследования и консультаций узких специалистов.

Результат – план обследования для составления индивидуальной программы реабилитации

2. Второй шаг – Консультации узких специалистов, диагностика

Индивидуальный план обследования, зависит от выявленной на первичной консультации врача-координатора медицинской проблемы

Основные специалисты для консультаций:

• Врач пульмонолог. Определяет дальнейшую тактику по предотвращению развития фиброзных (рубцовых) изменений в лёгких (их минимизации).
  • Врач аллерголог-иммунолог. Оценивает состояние иммунной системы, при необходимости назначает иммуномодулирующие препараты.
  • Врач гастроэнтеролог. Выявляет нарушения со стороны органов пищеварительной системы после длительного стрессового состояния, осложнений, возникших на фоне длительной противовирусной и антибиотико-терапии, назначает соответствующее лечение.
  • Врач психотерапевт, психолог, невролог — обязательный сопровождающий специалист. Оценивает уровень неврологических и психологических нарушений, помогает справиться с постинфекционным стрессом
  • Врач эндокринолог – постинфекционное поражение щитовидной железы, ПЖ ,СД
  • Врач диетолог оценивает нарушение обменных процессов, разрабатывает индивидуальную программу питания

Для диагностического поиска используются следующие методики:

• Спирография — оценка функции дыхания, жизненной ёмкости лёгких
  • УЗИ
  • Лабораторная диагностика – клинический анализ крови, общий анализ мочи, биохимический анализ крови, показатели воспаления, коагулограмма, исследование уровня витамина Д, С, А в крови.
  • Иммунограмма — исследование иммунного статуса
  • Исследование на наличие иммунитета к новой коронавирусной инфекции
  • Биоимпедансметрия, нутритивный статус — оценка интенсивности протекания обменных процессов, состояния липидного, водного и белкового обменов

Результат — персональный план восстановления на основе полученных данных

3. Третий шаг – Применение выбранной методики реабилитации

Индивидуальный план, зависит от выявленной медицинской проблемы

В рамках программы (кроме медикаментозной терапии):

• Массаж грудной клетки (телесная терапия, работа с диафрагмой) -лечебный массаж в области грудной клетки улучшает кровообращение, лимфоток, питание тканей, дыхание
  • Дыхательная гимнастика акцент на глубокое дыхание для улучшения проходимости дыхательных путей, укрепление дыхательной мускулатуры
  • Оксигенотерапии, лекарственная терапия с противовоспалительным и антиоксидантным действием, витаминные комплексы, детокс-системы — укрепляют общее состояние организма, улучшают реологические свойства крови (вязкость крови ).
  • Ингаляционная терапия
  • Вакцинопрофилактика (Прививка против пневмококковой инфекции – Превенар-13 дает эффект профилактики бактериальных осложнений(пневмоний) .
  • СПЕЛЕОтерапия и психотерапия
Спелеотерапия — очень приятная процедура. В спелеокомнате приглушенный свет, легкая музыка. Пациент дышит воздухом с аэрозольной взвесью соли, других минералов, повышенным содержанием отрицательных аэроионов. Созданный микроклимат уменьшает реактивность бронхов, очищает слизистые дыхательных путей. Улучшается функция бронхов, отток секрета и проходимость дыхательных путей, уменьшается спазм. Спелеопещеры особенно популярны у пациентов с бронхиальной астмой и аллергией. Спелеотерапия полезна всем пациентам с уже существующими легочными заболеваниями ( хр. бронхит, пневмосклероз, эмфизема)

Занятие с психологом — упражнения и методики самопомощи при нестабильном эмоциональном состоянии – проходят в спелеокомнате — 2 эффекта (эффект спелеопещеры и работы психолога). Занятие может быть семейным, для вовлечения членов семьи в оказание реабилитационной помощи . После COVID-19 имеет значение не только безопасность контактов, гигиеническая грамотность окружающих, но и их понимание, желание помочь восстановить переболевшему привычную жизненную активность

• ТРЕ (Tension & Trauma Release Exercises) — упражнения на снятие напряжения и травм
Это комплекс простых упражнений, обладающий целым рядом психотерапевтических эффектов, благодаря которым:
• тело освобождается от напряжения, включая микро мышцы сосудов и нейроны;
• нормализуется общее физическое и психологическое состояние, сон, вес;
• уходят многие психосоматические симптомы (боль в мышцах, суставах, нарушения цикла и болезненность месячных, головные боли и прочие);
• развивается эмоциональная устойчивость;
• уменьшается / исчезает посттравматический синдром и пр.

В клинике проводятся групповые и индивидуальные занятия. Возможны он-лайн занятия с провайдером.

• Консультация диетолога по коррекции питания составление индивидуальной диеты, направленной на предупреждение дефицита необходимых микроэлементов в крови и тканях, зависит от заболевания и состояния пациента
  • Дыхательная гимнастика с использованием игры на флейте
Авторская программа по улучшению качества дыхания, разработанная педагогом-музыкантом совместно с пульмонологами SmartClinic. Улучшает объем легких, развивает дыхание диафрагмой.

Результат – улучшение физического и психологического состояния пациента

4 Четвертый шаг – Заключительная консультация врача

Итоги, вопросы коррекции образа жизни, обсуждение вариантов динамического наблюдения в течение года с учётом возможных рисков для здоровья.

Результат – оценка результатов реабилитации, дальнейшие рекомендации

Результат реабилитации — всегда результат сотрудничества врача и пациента. Можно помочь тому, кто хочет улучшить своё здоровье и готов трудиться.

Программа реабилитации SmartClinic

• Опирается на рекомендации Минздрава РФ
  • Учитывает особенности новой инфекции: ее повреждающее действие на разные системы организма
  • Основы реабилитации – двигательная нагрузка, дыхательные упражнения, правильное питание, укрепление иммунной системы и стабильное психоэмоциональное состояние